Требования к вступительным испытаниям по специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество»
(по видам)
Квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.
Поступающий должен обладать творческими и организаторскими способностями для работы в хореографическом коллективе, иметь необходимые профессиональные данные: исполнительское мастерство, музыкальный ритм, хореографическую память.
Творческое испытание профессиональной направленности включает в себя:
— практическая часть: проверка физических данных; исполнение экзерсиса по классическому танцу; исполнение экзерсиса по народному танцу; проверка музыкально – ритмовых навыков; исполнение хореографического номера.
— собеседование.
Критерии оценивания вступительных испытаний
1. Проверка физических данных:
1 Выворотность ног, устойчивость.
2 Стопы.
3 Балетный шаг.
4 Прыжок.
5 Гибкость тела, осанка.
2. Исполнение экзерсиса по классическому танцу.
3. Исполнение экзерсиса по народному танцу.
4. Проверка музыкально – ритмовых навыков, а именно:
музыкальный слух; чувство ритма; хореографическая память; музыкально – ритмическая координация; темперамент.
5. Исполнение хореографического номера:
под фонограмму или аккомпанемент (баян или фортепиано).
6. Собеседование:
Выявляется общекультурный уровень поступающих, их эстетические взгляды, эрудицию в области художественного творчества. Приветствуется наличие портфолио.
Квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.
Поступающий должен обладать творческими и организаторскими способностями для работы в театральном коллективе, иметь необходимые профессиональные данные: исполнительское мастерство, музыкально-ритмические данные.
Творческое испытание профессиональной направленности включает в себя:
- Чтение басни, стихотворения, отрывка из прозы.
- Исполнение вокального произведения, танца или пластической композиции (по выбору поступающего).
- Проверка музыкальных данных (чувство ритма, музыкальный слух).
- Подготовка и показ актерского этюда на заданную тему.
- Коллоквиум, основная задача которого — оценить индивидуальные и личностные способности поступающего, предрасположенность к профессиональной деятельности; раскрыть общекультурный уровень в области русского и мирового искусства (театр, музыка, живопись и др.).
«Библиотековедение» поступающие принимаются на основании конкурса аттестатов.
Квалификация: Менеджер социально-культурной деятельности
Творческое испытание профессиональной направленности состоит из двух разделов и включает в себя:
- Чтение басни, стихотворения, отрывка из прозаического произведения(роман, рассказ, новелла, повесть и т.д.)
- Исполнение вокального, танцевального, инструментального номера;
- Показ этюда на заданную комиссией тему;
- Коллоквиум – целью которого является раскрыть общий культурный уровень поступающего в области культуры и искусства России и Мира (театр, музыка, живопись, литература и т.д.).
Приветствуется наличие портфолио.
I раздел
— Для творческого испытания абитуриент должен подготовить: стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения, где проявляются темперамент и эмоциональные качества абитуриента, дикция, исполнительная культура (поведение во время выступления), понимание авторской мысли произведения. При выборе литературного материала необходимо учитывать следующее: отрывок из прозаического произведения должен быть логически завершенным и длиться не менее 5 минут, но не более 7 минут.
— Абитуриент должен показать уровень подготовки в жанре: вокального, танцевального и инструментального видов искусства.
— Комиссия может предложить абитуриенту сочинить и реализовать «этюд» на заданную тему, где проверяется скорость реакции и способность к импровизации, а также оригинальность логического мышления.
II раздел
Коллоквиум — целью которого является раскрыть общий культурный уровень поступающего в области культуры и искусства России и Мира (театр, музыка, живопись, литература и т.д.)
Приветствуется наличие портфолио.
Вид: Народно-сценический танец
Квалификация: Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель.
При отборе учащихся для занятий по специальности обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Критерии оценивания вступительных испытаний
- I. Проверка профессиональных (хореографических) данных:
Пропорции тела – узкое туловище, плечи и таз, длинные ноги и руки.
Осанка – изгибы позвоночника выражены умеренно, направление линии позвонков строго вертикальные. Правая и левая части симметричны : шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии одинаковы. Ось тела в осанке должна проходить через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бёдра, голени и стопы) в положении наружу. Для определения выворотности ног поступающего, подводят к станку и устанавливают его в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, открывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями.
Стопы – подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из первой позиции нога выдвигается в сторону, колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. Для занятий классическим танцем рекомендуется иметь высокий подъем.
Балетный шаг – высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Критерием служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90 градусов , для девочек – выше 90 градусов. Обращается также внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Гибкость тела – один из главных профессиональных требований к занятиям классическим танцам. Она показатель пластичности тела артиста. Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед.
Прыжок – придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полётность. Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления.
Координация движений – нервная, мышечная, двигательная.
Музыкально-ритмическая координация – умение согласовать движение частей тела во времени и пространстве под музыку.
Устойчивость – основная характеристика равновесия.
Темперамент – при обучении балету, необходимо знать к какому типу высшей нервной деятельности относится характер ребенка. Наиболее подходящие для занятий балетом – сангвиники и холерики.
- II. — Проверка физических данных
— Исполнение танца / пластической композиции и др. (по выбору поступающего).
Квалификация: Актер, преподаватель
Поступающие проходят творческое испытание, на котором проверяются внешние, голосовые, речевые, музыкально-ритмические и пластические данные.
Критерии оценивания вступительных испытаний
I тур. Комиссия прослушивает приготовленные произведения различных литературных жанров (басни, стихи, прозу). Главное внимание комиссии обращено на внешние данные поступающего, его голос, дикцию, а также наличие темперамента, обаяния, органичность, выбор репертуара и его исполнение. При выборе литературного материала желательно учитывать следующее: отрывок из прозаического произведения должен быть событийным, логически завершённым и длиться не более 5 минут.
II тур. Комиссия с участием специалистов по сценической речи и движению проверяет артистические данные. Кроме чтения приготовленных отрывков, предоставляется возможность продемонстрировать свою актёрскую фантазию, темперамент, физическую свободу, органичное существование на площадке. Проверяются чувство ритма, музыкальность, пластика и общая культура. Поступающие разбиваются на группы, с которыми проводятся контрольные занятия по актёрскому мастерству. Им предлагают исполнить различного рода упражнения, сценки, самостоятельно подготовить парные и групповые этюды с предметами.
Собеседование – раскрыть общий культурный уровень поступающего в области русского и мирового искусства (театр, музыка, живопись и т.д.).
Приветствуется наличие портфолио.
Требования к вступительным испытаниям по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство»
Квалификация: Артист, преподаватель, концертмейстер
Творческое испытание профессиональной направленности включает в себя:
— теоретическая часть: испытание по сольфеджио и музыкальной грамоте в письменной и устной форме;
— практическая часть: исполнение двух разнохарактерных пьес;
— собеседование.
Критерии оценивания вступительных испытаний
1. Испытание по сольфеджио и музыкальной грамоте в письменной и устной форме:
1 Написать одноголосный диктант в объеме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях до 2-х ключевых знаков. Количество проигрываний 10-12, время записи 25-30 минут.
2 Определить на слух: звукоряды натурального мажора и трех видов минора, ступени; простые диатонические интервалы и тритоны, трезвучия с обращениями, Д 7 с обращениями.
3 Спеть звукоряды натурального мажора и минора (3-х видов) в тональностях до 4-х ключевых знаков и отдельные ступени; простые диатонические интервалы и тритоны с разрешением от звука и в заданной тональности; аккорды: трезвучия с обращениями, Д 7 с обращениями и разрешением от звука и в заданной тональности.
4 Спеть с листа одноголосное упражнение с дирижированием (тактированием) в тональности до 2-х ключевых знаков.
2. Исполнение двух разнохарактерных пьес:
1 Качество звукоизвлечения. Грамотное прочтение нотного текста музыкального произведения
2 Свободное преодоление технических трудностей.
3 Понимание стиля, формы и характера исполняемых произведений.
4 Воплощение исполнительского замысла. Единство музыкально-художественного содержания произведения.
5 Чтение с листа.
3. Собеседование:
Выявляется общекультурный уровень поступающих, их эстетические взгляды, эрудицию в области художественного творчества, знание музыкальной литературы, литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, имен известных исполнителей на народных инструментах. Приветствуется наличие портфолио.
Требования к вступительным испытаниям по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение
Квалификация: Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива
Творческое испытание профессиональной направленности включает в себя:
— теоретическая часть: испытание по сольфеджио и музыкальной грамоте в письменной и устной форме;
— практическая часть: исполнение двух вокальных разнохарактерных народных песен;
— собеседование.
Критерии оценивания вступительных испытаний
1. Испытание по сольфеджио и музыкальной грамоте в письменной и устной форме:
1 Определить на слух звукоряды натурального мажора и трех видов минора, тетрахорды, ступени.
2 Спеть с листа одноголосное упражнение с дирижированием (тактированием) в тональности до 2-х ключевых знаков.
2. Исполнение двух вокальных разнохарактерных народных песен:
1 Вокальные данные
2 Чистота интонации
3 Сила звука
4 Эмоциональность исполнения
5 Понимание стиля
6 Понимание формы
7 Сценическое воплощение песни
3. Собеседование:
Выявляется общекультурный уровень поступающих, их эстетические взгляды, эрудицию в области художественного творчества, знание музыкальной литературы, литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, имен известных исполнителей народной песни, народных хоровых коллективов. Приветствуется наличие портфолио.
Квалификация: Специалист по звукооператорскому мастерству
Творческое испытание профессиональной направленности включает в себя:
- Звуковой анализ музыкального фрагмента, проверка умений пользования звуковым редактором.
- Проверка музыкально-слуховых данных (сольфеджио).
- Собеседование по вопросам музыкального искусства, выявления художественной эрудиции и осознанности выбора данной специальности.
Критерии оценивания вступительных испытаний
- Проверка музыкально-слуховых данных:
1 | Определить на слух: звукоряды натурального мажора и трех видов минора, ступени; простые диатонические интервалы и тритоны, трезвучия с обращениями. |
2 | Пропеть отдельные звуки, взятые экзаменатором на фортепиано (интонационный слух). |
3 | Определить на слух количество звуков в интервалах, аккордах, взятых экзаменатором на фортепиано, и воспроизвести их голосом (гармонический слух). |
4 | Воспроизвести ритмический рисунок, исполненный экзаменатором (ритмический слух). |
5 | Пропеть небольшой музыкальный отрывок после проигрывания его экзаменатором (музыкальная память). |
- Звуковой анализ музыкального фрагмента:
1 | Понимание стиля |
2 | Понимание формы |
3 | Определение инструментов |
4 | Характеристика недостатков |
- Собеседование:
выявляется общекультурный уровень поступающих, их эстетические взгляды, эрудицию в области работы звукорежиссуры, знание музыкальной литературы, музыкальной терминологии. Приветствуется наличие портфолио.